❗️Не «все плохо, и нам кранты» и не « все будет хорошо, вы только держитесь».
😉Я ищу окно возможностей в любой ситуации.
👇🏻Ниже — мои выводы и прогнозы на сегодняшний день.
🔹У нас не приостановилось ни одного контракта на проектирование. И не уменьшилось количество новых заявок.
Из тех инвесторов, с которыми мы были в стадии заключения Договора, только один поставил все на паузу из-за его прогнозов с трудностями с получением кредита.
🔸Но все инвесторы спрашивают меня, будем ли мы менять Концепцию отеля и если да, то как. Делать прогнозы — неблагодарное дело. Но решения уже необходимо принимать в условиях новой реальности.
❓У нас есть как отрицательные последствия того, что происходит в экономике (угрозы), так и позитивные знаки (возможности). Они сойдутся в условном «нуле» или какая-то одна сторона перевесит другую в целом по гостиничному рынку?
🔹Не знаю. Но у нас точно есть окна возможностей.
🏨 Городские отели.
Еще не успели восстановиться после пандемии, сейчас им нанесен еще бОльший удар. Бизнес-активность временно снизится, но думаю, для ее восстановления требуется значительное время.
По въездному туризму надежда на укрепляющиеся отношения с «незападными странами».
В долгосрочной перспективе предложение может быть уменьшено из-за ухода иностранных брендов (если они-таки уйдут). Имея в виду тех инвесторов, которые не готовы открывать отель без иностранного бренда.
Это может быть окном возможностей для не столь принципиальных инвесторов.
🏡Загородные отели.
📍Угрозы:
▪️снижение покупательской способности
▪️ограничения перелетов из-за отсутствия запчастей и удорожание внутренних авиаперелетов
▪️заградительное увеличение стоимости коммерческих кредитов
▪️увеличение цен на материалы, что приводит к увеличению бюджета на строительство отеля
▪️уход иностранных поставщиков оборудования, мебели, текстиля, сантехники. Проблема частично решаемая либо подтягиванием до соответствующее уровня наших производств, либо поставками через третьи страны с увеличением стоимости конечно. Самая чувствительная часть — оборудование. Инженерное, кухонное, IT.
📍Возможности:
▪️ограничения и удорожание международного авиасообщения ведет к росту внутреннего спроса
▪️проблемы с авиасообщением внутри страны увеличат спрос на региональные загородные отели, куда можно доехать на автомобиле
▪️по этой же причине ожидаем увеличения спроса на рекреационные услуги без проживания — бани, СПА, бассейны
▪️сохранение спроса на отдых люксового сегмента, как это бывает в такой кризис
▪️в среднесрочной перспективе сохранение спроса на бюджетный сегмент, в том числе из-за перетекания в него спроса из среднего сегмента
▪️сокращение персонала закрывающихся предприятий может помочь кадровому голоду гостиничной индустрии, вызванному демографической ямой в 90-х
▪️обнуляется ставка НДС на 5 лет
▪️льготные кредиты и другие меры поддержки государства
▪️бОльший упор на оздоровление и лечение
🔺Это, кстати, основной совет от экономистов о том, что делать с рублями. Самое лучшее вложение — потратить их на обучение и оздоровление.
#Мнение_Отельера