В гостиницу по «звездам». Российские отели прошли классификацию

1 728

С приходом нового года изменились правила и для гостиниц страны: теперь абсолютно все из них, независимо от числа имеющихся номеров, должны получить «звезды». Для гостей это означает, что прошедший классификацию отель гарантирует постояльцу качество предоставляемых услуг. Без включения средства размещения в соответствующий реестр его работа будет считаться незаконной.

Положение об обязательной классификации гостиниц в России было утверждено еще в феврале 2019 года. Однако вводилась она постепенно: сначала стала обязательной для отелей с числом номеров более 50, а затем под действие нормы подпали объекты с номерным фондом свыше 15 комнат. Теперь классификация обязательна для всех вообще: даже если в мини-отеле только 2 — 3 номера, он обязан пройти проверку и получить «звезды».

Фактически они нужны для того, чтобы клиент, арендуя номер, знал, что он будет полностью соответствовать заявленному уровню комфорта. А уровней таких шесть — от «без звезд» до 5*. Правила распространяются и на крупные отели, мотели, базы отдыха, и на маленькие гостиницы и хостелы. Причем для каждого уровня есть свои, четко определенные критерии. «Звездность» гостиницы, наличие в ней номеров тех или иных категорий, их площадь, набор сервисов как в номере, так и за его пределами — все это регламентировано и жестко проверяется специалистами уполномоченных организаций, — поясняет представитель одной из них Ольга Верховенцева. — Если объект не соответствует нормативам — получить «звезды» и, соответственно, легитимно работать он не может».

Проверить, входит ли выбранный вами объект размещения в заветный список классифицированных, очень просто. Все гостиницы страны, получившие «звезды», занесены в реестр. Заходите на этот интернет-сайт, выбираете раздел «Гостиницы и иные средства размещения», нужный регион, название своего отеля, нажимаете «найти» — и тут же получаете результат.

Такой сервис удобен тем, что дает достаточно полное представление об условиях, в которых вы будете жить. Точный адрес. Все связные данные. Информацию о количестве номеров и вместимости отеля. Сведения о том, до какого срока действует выданный гостинице сертификат. Если не пожалеете времени и поинтересуетесь стандартами, то заранее будете знать даже о том, есть ли в номере халат, какое мыло вам предоставят и как часто станут менять постельное белье. «В целом это в значительной мере позволяет избежать неприятностей, которые, к сожалению, бывают с туристами, — говорит Ольга Верховенцева. — Не секрет, что случаи, когда владельцы объектов приукрашивают реальность и выдают желаемое за действительное, имеют место».

Если говорить о Петербурге, то у нас, к примеру, сейчас имеется около тысячи объектов, прошедших классификацию и получивших «звезды». В их числе и знаменитые на весь мир «пятерки», и мало кому известные гостиницы «без звезд». В Москве, соответственно, таких объектов более 1,7 тыс., в Краснодарском крае — около 2,6 тыс., а в Ленинградской области — примерно 280. В популярном у туристов Крыму процесс идет пока не так быстро: там классифицировано немногим более 920 объектов, хотя в реальности их гораздо больше.

Является ли обязательность «звезд» гарантией качества сервиса? В классифицированных гостиницах, хостелах и мини-отелях по всей стране — да, в подавляющем большинстве случаев. Однако не стоит забывать: кроме них в России (и в Петербурге в том числе) продолжает работать множество объектов размещения, которые «выпали» из‑под надзора контролеров. Не верите?

Набираем в Интернете адрес одного из популярных сайтов бронирования. Ищем вариант на начало февраля — номер для двоих взрослых на пару дней. Получаем результат — 4470 предложений. А классифицированных объектов, как мы уже убедились, в городе не более тысячи… Все остальные — это не подлежащие классификации (и соответственно, не обязанные выполнять нормы) апартаменты, квартиры, санатории и пр. В том числе и многочисленные бывшие мини-отели в жилых домах, которые были вытеснены из законодательного поля и превратились в меблированные съемные комнаты без гостиничных услуг. То есть с рынка они в большинстве своем не ушли и по‑прежнему работают, а вот контролировать качество их услуг теперь возможности почти нет. Ведь «звезды» — это не про них.

В результате складывается довольно странная картина. По официальным данным, к маю 2019 года в Петербурге было классифицировано свыше 1,4 тыс. объектов размещения. Из них больше всего было «без звезд» (835), уровня 3* (329) и 4* (111). А общая емкость их номерного фонда составляла почти 45,5 тыс. комнат. Теперь же классифицированных практически на треть меньше — больше всего сократилась численность «беззвездных» объектов, перекочевавших в иные категории. А сертифицированных номеров, несмотря на некоторый прирост числа больших отелей, в городе стало меньше.

Но плохо это или хорошо — вопрос открытый. Факт остается фактом: если оценивать объективно, то спрос на «официальные», имеющие все нужные сертификаты объекты размещения постепенно снижается. И вовсе не потому, что они и к постояльцам более требовательны — без QR-кода или иной нужной «бумаги» не поселят. «Спрос смещается в сторону индивидуального (в том числе семейного) туризма, — говорит менеджер одного из агентств Сергей Зимин. — Таких гостей вполне устраивает размещение не в большом отеле, а в апартаментах, на квартире или в любом другом месте, не имеющем «звезд». Лишь бы было удобно и доступно по цене». А большую часть гостиничных услуг современные путешественники все равно получают за пределами временного жилья. В соседнем кафе, развлекательном центре и т. д.

В нынешних условиях, когда в основном путешествуют молодые и легкие на подъем люди, не сильно интересующиеся наличием гостиничных «звезд», конкуренция между разными объектами размещения только нарастает. И кто ее в конечном счете выиграет, еще неизвестно…

Автор: Сергачев Владимир / Санкт-Петербургские ведомости

Подпишитесь на нашу рассылку
Вы можете отказаться от подписки в любое время